CqQRcNeHAv

Разговор с одним из последних Вятских мельников…

vyatvetryachinaВ моей жизни был замечательный период жизни-работы в благотворительном фонде «Земля Вятская». Его миссия была такова — пропаганда научного и культурного наследия Кировской области.

Мы много путешествовали по области в погоне за последними мельницами Вятки в надежде создать Музей мельниц в Котельниче, чтобы знаменитая вятская поговорка: «В Котельниче – три мельничи» из фольклора превратилась в настоящий бренд города.

Увы, не всему было суждено сбыться… Но в наших командировках мы нашли ни много, ни мало — 4 мельничи.

В 2009 году довелось нам увидеть не только сохранившиеся мельничи, но и познакомиться в одной из поездок со старейшим потомственным мельником Кировской области.

Мы узнали о его жизни, о труде мельников, благодаря которому на столах земли Вятской был хлеб… Сейчас мельника уже нет в живых, но я предлагаем вашему вниманию интервью с Анатолием Николаевичем Тетериным, как свидетельство живой памяти об этом светлом человеке.

 

На столе лежала трудовая видавшая виды книжка   с пожелтевшими страницами. На одной из первых страниц в графе должность было   написано «МЕЛЬНИК….»

Вот уже несколько месяцев участники историко-этнографической экспедиции благотворительного фонда «Земля Вятская» колесят по обширной Кировской области в поисках сохранившихся мельниц, которых до революции было в Вятской      губернии более десяти тысяч. Но сегодня мы оказались в Туже не ради   мельницы, а ради человека, который всю свою трудовую жизнь посвятил мельничному делу.

Мы сидим в жарко натопленном доме и беседуем с Анатолием Николаевичем Тетериным, 1924 года рождения, потомственным мельником, который основам мукомольного дела учился у своего отца, а тот, в свою очередь, помогал своему родителю, который незадолго до революции выменял у монахов соседнего монастыря   жеребца на ветряную мельницу. Стояла тогда мельница в селе Шошма (ныне село Рождественское), и кормила она 38 дворов. Вот так стали Тетерины мельниками в своей родной деревне Самсоны.

«За жеребца и целую мельницу получил?» — не верилось нам..

«Так, вишь, монахов уже тогда гоняли у нас. Они знали, что все одно ветряк пропадет и взяли у деда жеребца. А потом и деду пришлось мельницу оставить и уехать в Сибирь… Такие уж лихие времена были».

Позднее мельницу несколько раз перевозили из одной деревни в другую, трудился двенадцатилопастной шестикрылый ветряк в разных колхозах и перемолол за свою жизнь десятки, а может и сотни тысяч тон зерна… К своему удивлению, мы узнали, что одна из четырех мельниц, которую в результате летне-осенней экспедиции члены Фонда «Земля Вятская» нашли в Кировсокй области — оказалась та самая, Тетеринская. В семидесятые годы прошлого века ее в очередной раз перевезли и реконструировали. Всю оснастку, короба, жернова оставили прежними, а сложный механизм ветряка заменили на электромоторы, и превратилась ветрянича в «электричу».

«После перестройки, — продолжает свой рассказ мельник,- когда все стало дорого и недоступно, на мельнице снова стали муку молоть. Хорошая была мука…. А потом, когда стало совсем плохо, моторы стащили и на металлолом сдали…

– Анатолий Николаевич, а, может, выпьем за знакомство? — чтобы прервать грустный ход мыслей мельника, неожиданно   предложил один из участников нашей экспедиции.

– Вина я не пью», — улыбнувшись, твердо ответил хозяин.

– И что, и раньше не пили?

– Ну почему не пил… Пил, но В ПОРУ ДА ВОВРЕМЯ! Да и когда было пить? Ветер как задует, как закружит крылья, как начнут крутиться жернова — только и успевай сыпать!. Бывало день и ночь мешки подносишь… А выпивший какой работник… Так и привык я выпивать только по праздникам, да и то немного.»

– А какая мельница лучше, ветряная или водяная?

– На ветряке уж больно беспокойно. Ветер набежит — так сыпь!   Сильнее подует — больше сыпь. Ветряк медленно разгоняется и медленно останавливается. Работает очень неравномерно.   Больше осенью мололи, чем летом. Летом часто бураны и грозы, а как ураган идет — так вообще крылья привязывали, могло порывом всю мельницу разрушить. На водяной то поспокойнее было. Вода течет, колесо потихоньку вращается, все размерено и все отмерено! На Водяничи то круглый год спокойно работали, только в половодье, как вода к амбару подступала, бывало, неделю стояли. Потому и было водяных мельниц на Вятке больше. На Немде, почитай, через каждые три километра   колесо стояло. Зименская, Рушонская, Корытовская, Цапаевская, Пиштенурская, Михайловская, Зыковская — все были водяные мельницы. Ну а уж там, где рек не было, ставили ветряк… Жалко, что нынче уж нет ни одной   водяной мельницы. Если бы руководили получше, стояли бы и стояли бы они себе и по сей день. Мололи бы спокойно хлеб, могли бы и электричество давать. Глядишь, и не убегали бы мужики из деревень.. А то нынче, в тяжелую годину, даже если вырастишь хлеб, молоть то его где будешь? Мельница   всегда была посредником между землей и хлебом. А если   есть хлеб, чего из деревни бежать?

Анатолий Николаевич! А сами Вы, какой хлеб   предпочитаете, белый или черный?

– Хлеб то я больше   черный люблю. Белый он пустой какой-то. А черный, ржаной, он вкуснее. В наших краях больше рожь была. Все хозяйства ее сеяли, рожь то она всегда вырастет, вот и пекли настоящий ржаной хлеб. Нынче то черный хлеб не тот, рожь   почти не сеют. Говорят, что на хлебоприемных пунктах ее не принимают, потому как хлебокомбинаты нынче ржаной хлеб пекут из какого-то импортного суррогата, вот и хлеб совсем другой…

В Великую Отечественную Войну в полную меру испытал Анатолий Николаевич Тетерин нелегкую долю рядового пехотных частей Красной армии, награжден многими боевыми наградами. Среди многочисленных фотографий, которые охраняться в семейном альбоме   Тетериновых, особенно бережно храниться   снимок с друзьями, сделанный в мае 1945 года в Берлине.

После войны вернулся Анатолий Николаевич домой, и сразу появилась в трудовой книжке та самая запись «мельник». Вскоре он женился, и вырастили они с женой Галиной четырех дочерей и двух парней (а сам Анатолий Николаевич жил в семье, в которой было пять детей).

— «Нынче ребенков мало делать стали, у меня внуков то всего восемь, а   правнуков и того меньше. И нет ни одного пацана с нашей фамилией», —   сокрушается старший рода Тетериных.

Разговаривая с мельником, мы неожиданно для себя заметили, что у него удивительно молодое лицо, на котором практически нет морщинок, кроме отдельных небольших складок от улыбок. Видно есть какой- то секрет у муки, который позволяет мельникам многие годы оставаться молодыми и душой и телом….

 

 

Осень, 2009 год

А.Л.Голованов

президент благотворительного фонда

«Земля Вятская»

 

 

 

 

 

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

1 комментарий к записи “Разговор с одним из последних Вятских мельников…”

  1. григорий:

    здравствуйте.к вопросу о мельницах может стоит поискать в москве и московской обл.ВЯТИЧИ жили 1000 лет назад.

rss
Яндекс.Метрика